Воскресенье, 28.04.2024, 04:46
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Основная школа № 4 имени Ю.А.Гагарина"

городского округа город Фролово Волгоградской области





Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 104


фипи










Деятельность учителя-дефектолога

Деятельность учителя - дефектолога

2022-2023 учебный год

Рекомендации учителя- дефектолога родителям!

ОСОБЫЕ ДЕТИ - ОСОБОЕ ОБЩЕНИЕ

Часто родители отмечают, что ребенок капризен, раздражителен, обидчив, криклив или наоборот, чрезмерно застенчив. Он стал ранимым, впечатлительным или безучастным ко всему, плаксивым, конфликтным, постоянно недовольным всем. У него нарушены сон и аппетит, отмечаются вспышки гнева и перепады настроения, значительно снижен интерес к играм, занятиям, учебе, затруднено общение и т.д. Как правило, такие состояния возникают у детей и подростков при наличии внутреннего психологического дискомфорта, проявляющегося в нарушении эмоциональных и поведенческих реакций, характерных для данного возрастного периода, - детского или подросткового невроза. Большинство неврозов, которые человек приносит с собой во взрослую жизнь, являются прямым результатом психологического неблагополучия в детстве или подростковом периоде.
Система взаимодействия родителей и детей "Особые дети - особое общение" дает возможность корригировать негативное и конфликтное поведение ребенка конкретно. Она позволяет изменить внешнюю сторону общения. Каждая рекомендация основана на реализации определенного закона психологического развития ребенка.
ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА - доброжелательное, приветливое, теплое, нераздраженное.
ТОН ГОЛОСА в разговоре с ребенком - доброжелательный, приветливый в любых ситуациях.
В ЛЕКСИКЕ ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ:
 - всех частиц НЕ. Нужную фразу можно построить не используя их;
 - приказных фраз; повелительного наклонения (например, возьми, скажи, сделай);
 - глаголов "должен", "обязан", "нужно".
ЖЕЛАТЕЛЬНО ВКЛЮЧАТЬ сослагательное наклонение; местоимение МЫ (вместо Я и ТЫ).
НЕНАДО: вставать на сторону людей, обвиняющих Вашего ребенка публично (лучше потом, без посторонних, спокойно, с глубоким пониманием ребенка обсудить возникшую проблему и помочь ее решить.)

ПОМНИТЕ:
1. Телевизор, видео - не нянька, т.е. нужно вместе с ребенком смотреть передачи. Это способствует снятию напряжения, волнения, восстанавливает эмоциональный контакт с ребенком, улучшает его, дает возможность корригировать восприятие услышанного и увиденного ребенком (объяснить непонятное, побеседовать, задать вопросы);
2. Если Вы огорчены чем-то, постарайтесь объяснить ребенку, что это связано не с ним, что находясь рядом с Вашим ребенком, будете в лучшем настроении, так как Ваш сын или дочь ваша радость.

3. от Вас ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: обнять, погладить, приласкать.
СТАРАЙТЕСЬ:
 Не говорить с иронией или насмешкой;
- Не делать постоянных замечаний, особенно мелочных; 
- Не ругаться и не кричать на ребенка (вместо этого можно сказать, что именно Вас рассердило или обидело в его поведении); 
- Всегда быть с ребенком вежливым, теплым; 
- Не торопить и не подгонять ребенка; 
- Как можно чаще высказывать одобрение, похвалу, эмоциональное принятие Вашего ребенка, и не за что-то, а только потому, что это Ваш ребенок, несмотря на все проблемы; 
- Как можно чаще подтверждать свою любовь к нему: ведь это Ваш ребенок; 
- Не говорите ребенку, что не любите его; 
- Не давать ребенку чувствовать себя плохим (плохими могут быть его поступки, но не он сам).
 От неправильного поведения или занятия старайтесь ребенка отвлекать, предлагая не менее 2-3 вариантов деятельности или занятий.
НЕСКОЛЬКО СПОСОБОВ ВЫСКАЗАТЬ ОДОБРЕНИЕ:
Молодец!
Правильно!
У тебя это здорово получилось!
Ты сегодня хорошо потрудился!
Я знала, что ты справишься!
Неплохо!
Отлично!
Ты быстро научился!
Это то, что надо!
С каждым днем у тебя получается лучше!
ЛЮБИТЕ РЕБЕНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ. НЕ ЖДИТЕ ОТ НЕГО НЕВОЗМОЖНОГО.

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.
3. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка

4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
5. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: "Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер" и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.
6.Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

 РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Научно подтверждена связь между пальцевой моторикой и речью. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. У детей с  ограниченными возможностями здоровья, поступивших в первый класс, наиболее ярко была выражена несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости. Дети не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой.  Кроме того, у большинства детей отмечается недостаточность мышечной силы.
Дети плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела. Умение различать правую и левую сторону — это важная предпосылка для многих видов обучения, особенно для развития у детей навыков письма.
Двигательные нарушения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обуславливаются нарушением процесса нормального формирования мозга и обмена веществ в нервной ткани.
По данным исследований М.С. Певзнер нарушения моторики у умственно отсталых учащихся связано с неумением координировать работу обеих рук, сочетать их движения. Затруднения вызывают дифференциация, быстрота, плавность, включения в движение, переключение с одного движения на другое.
Чем ярче выражен интеллектуальный дефект (а дети в классах с умеренной и тяжелой умственной отсталостью), тем больше вероятность сопутствующих нарушений в моторной сфере.
Недоразвитие моторики проявляется, в основном в недостаточности точных и тонких движений, особенно мелких, в аритмичности и нечеткости пальчиковых движений, несовершенстве контроля и регуляции движений.
Неготовность детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью к школе, несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук, затруднило их овладевать навыками письма.
Для успешного овладения учебными навыками, особенно навыками письма, необходимо, чтобы учащиеся научились контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.
 Поэтому в подготовительный  и основной период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:
- Простой и эффективный способ подготовки руки к письму — книжки-раскраски. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными.
- Копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
- Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Существует интересный способ развития пальцев руки — отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
- Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
- Самым важным и основным из коррегирующих средств для подготовки мелкой моторики рук к овладению детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью навыкам письма является пальчиковая гимнастика.
Целью данной гимнастики является развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений, межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).
 Пальчиковой гимнастике необходимо уделять время на любом уроке, проводя ее в виде различных игр и упражнений.
Благотворное воздействие на движение всей кисти пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки, бутылочки), игры с карандашами, счетными палочками, крупой, «пальчиковый бассейн».
Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами.

Выступление - презентация «Организация работы учителя-дефектолога в рамках реализации программы «Доступная среда»

  • Приложение к мастер-классу Литовской Е.Л. Буклет по песочной терапии
  • Приложение к мастер-классу Литовской Е.Л. Буклет по сухому бассейну